«Каждый из нас, если он желает быть действительно образованным, должен выработать в себе
способность принимать сознательное участие в общей и местной жизни народа; но кто именно и
какое именно участие сможет принять в ней, — это другой вопрос, который каждый человек может
решить для самого себя особым образом.
Самая суть работы над своим образованием заключается вовсе не в том, чтобы прочитать и изучить столько-то тысяч страниц,
а в том, как их прочитать и изучить; т. е. — обдумать, передумать так, чтобы изученное вошло и в плоть и в кровь. И к тому же прочно,
основательно. Задача и цель в том, чтобы усвоить самую суть образования, а не в том, чтобы щеголять учеными словами да плохо понятыми знаниями и мыслями.
Образованным и интеллигентным человеком можно назвать лишь такого, кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность и в крупном, и в мелочах,
в обыденщине и в течение всей своей жизни. И кто даже не может поступать и проявлять себя иначе. Надо не только сделаться образованным и интеллигентным,
надо еще привыкнуть к своей образованности и интеллигентности. И это особенно важно. Ведь привычка — вторая природа.
Жить — это значит бороться, и не только за жизнь, а и за полноту и улучшение жизни.
Поэтому для нас «человек» — это значит борющийся человек, такой, кто чувствует, что живет именно тогда,
когда борется, кто житейской борьбы не боится, кто даже радуется ей, потому что где она, там и напряженность жизни,
и там-то человек и чувствует ее трепетание. В тысячу раз выше надо поставить людей, умеющих плодотворно действовать хотя бы без дипломов, чем людей бездейственных, но с дипломами.
Но и одного уменья действовать еще мало. Нужно знать, что творить, для чего и для кого творить, нужно понимать и цель и смысл и своей и чужой деятельности.»
www.elitarium.ru/2011/11/23/obrazovannyjj_chelo...